Чтобы катиться и не заносить (например, на скользкой дороге), нужно правильно «стартовать». Теперь посмотрим, как правильно разгоняться. Но сначала давайте выясним, что отвечает за динамику разгона автомобиля.
Любой автомобильный двигатель имеет две важные характеристики: максимальный крутящий момент (МТМ) и максимальную мощность (МП). Например, для ВАЗ-21126 (Лада Приора) с объемом двигателя 1,6 л МКМ составляет 145 Нм при 4000 об/мин, ММ – 98 л.с. при 5600 об/мин Нетрудно заметить, что рядом с этими характеристиками стоит еще и значение оборотов коленчатого вала. Другими словами, максимальный крутящий момент двигателя и максимальная мощность доступны только при определенных оборотах двигателя. Нет необходимости углубляться в анализ работы двигателя, просто помните, что в режиме ММ (Максимальная мощность) двигатель развивает максимальную скорость, а в режиме МКМ (Максимальный крутящий момент) — максимальное ускорение. Нас интересует именно это ускорение, поскольку от крутящего момента, а значит и интенсивности ускорения, зависит тяга двигателя.
Итак, мы выяснили, что за динамику разгона автомобиля отвечает крутящий момент двигателя, который мы можем регулировать, нажимая на педаль газа и переключая передачи. Чем выше передача, тем ниже частота вращения коленчатого вала при той же частоте вращения.
А как насчет переключения крутящего момента? В автомобилях с автоматической коробкой передач переключение происходит автоматически. Умная автоматика знает, когда переключать передачи. В автомобиле с механической коробкой передач водитель должен быть уверен, что двигатель будет иметь хорошую тягу при переключении передач. В противном случае ускорение будет «медленным». Для выбора правильного момента существует значение MCM. Нормальное рабочее ускорение происходит, когда водитель переключает передачу на другую передачу, когда двигатель работает с максимальным крутящим моментом. Что касается Лады Приоры, которую мы взяли в качестве примера в начале статьи, то это означает, что стрелка тахометра будет находиться в районе 3500-4000 об/мин. Конечно, можно и меньше, но ниже 3000 об/мин. Стрелку опускать нельзя, так как после переключения передачи двигатель будет тянуть слабо и ему не хватит крутящего момента для дальнейших «рывков». А если вам нужен максимально интенсивный разгон, например, на поворотах, то смело можно повышать обороты двигателя до ММ.
Ускорение автомобиля
Теперь представим, как мы будем разгоняться на машине с механической коробкой передач. Едем и едем на первой передаче.
- Начинаем плавно разгонять машину, для этого нажимаем педаль газа. При этом смотрим вперед на дорогу, периодически поглядывая на тахометр.
- Когда тахометр достигнет 3000 об/мин, поставьте левую ногу на педаль сцепления, а правую руку на рычаг переключения передач.
- Выжмите сцепление и одновременно включите нейтральную передачу. Удерживаем рычаг в нейтральном положении полсекунды и включаем вторую передачу.
- Плавно отпустите педаль сцепления до точки включения и удерживайте ее в этом положении примерно полсекунды.
- Добавьте газ, одновременно полностью отпуская педаль сцепления.
- Верните левую ногу на платформу рядом с педалью сцепления, а правую руку — на руль.
- Вам нужно будет повторить шаги 1–6, чтобы продолжить ускорение.
- Чтобы остановиться, не переключая передачу, плавно нажмите педаль тормоза и снизьте скорость. Когда тахометр упадет почти до холостого хода (1000–1200 об/мин), нажмите педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох, и продолжайте тормозить до полной остановки.
Теперь небольшой комментарий к этим действиям.
- Оптимальной скоростью переключения на повышенную передачу (от первой до последней) является частота вращения двигателя MCM. Но, например, в ситуации, когда разгон производится на подъеме или спуске, начинать переключение можно раньше, примерно с 2800-3000 об/мин. Если разгон производится после взлета, то лучше, наоборот, переключиться позже, где-то между 4000 и 4500 об/мин.
- После каждого переключения передачи правую руку следует возвращать на руль, а левую ногу – на площадку рядом с педалью сцепления.
- Когда вы убираете правую руку с руля для переключения передач, вам нужно в этот момент сильнее сжимать руль левой рукой, чтобы предотвратить случайное перекатывание автомобиля.
Какие ошибки допускают водители при движении, увеличивая скорость? Самая распространенная ошибка – резкое отпускание педали сцепления. Те. водитель «кидает» педаль. К чему это может привести? Основная задача при разгоне и переключении передач – ехать плавно. Автомобиль не должен дергаться при трогании с места или во время движения. «Бросание» педали сцепления на скользкой дороге обязательно приведет к пробуксовке и скольжению колес. Поэтому отпускать педаль нужно плавно и с небольшой задержкой в момент сцепления.
Ошибка начинающих водителей в том, что их левая нога при разгоне «стоит» на педали сцепления. Поднимать ногу на платформе нужно привыкнуть, о том, как правильно управлять педалями, мы уже говорили. Еще одна ошибка новичка – «искать» рычаг КПП глазами или смотреть на него во время переключения. В этом случае контроль над дорогой теряется. Чтобы не совершать подобных ошибок во время вождения, все действия следует «отрепетировать» на стоящем автомобиле, а когда руки и ноги «запомнят» свое положение, можно отправляться на парковку.